Промышленный дизайн
в России

от ВХУТЕМАС до вагонов с Wi-Fi

1918 год

Впервые после революции в Москве заговорили о необходимости повысить художественную ценность выпускаемых заводами товаров.

При отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения создается подотдел художественной промышленности. Его задача — следить за художественным уровнем промышленной продукции. Так простым вещам художники стали придавать красивую форму с учетом возможностей технологического оборудования. При этом учитывались эргономика, безопасность и невысокая себестоимость.

1920 год

ВХУТЕМАС

Для реализации задач по повышению художественного уровня товаров народного потребления остро не хватает кадров. На этой волне создается знаменитый ВХУТЕМАС — Московские Высшие Государственные Художественно-технические Мастерские. За подготовку художников-мастеров высшей квалификации берутся лучшие деятели искусств того времени: Родченко, Татлин, Степанова, Попова, Ладовский, Щусев, Бруни, Кандинский, Фаворский, Удальцова и другие.

1934 год

Первой крупнейшей победой советских дизайнеров стал Московский метрополитен.

Позднее его даже признали одним из лучших достижений мирового дизайна. Подземная архитектура, средства визуальной коммуникации, фирменная одежда, поезда — все было выполнено в «аэродинамичном» стиле. Для него характерны плавность линий, обтекаемость форм и олицетворение скорости.

1963–1965 годы

Приказом Совета министров СССР был создан Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Технической Эстетики (ВНИИТЭ). Специалисты института практически сразу предложили соотечественникам новаторские идеи.

Под руководством Юрия Долматовского разрабатывается экспериментальное шестиместное такси. Уникальность единственного произведенного экземпляра в компоновке, характерной для автобусов: место водителя располагалось над передними колесами, а двигатель — сзади. Юрий Аронович просто развернул задом наперед обычный кузов. Более того, силовой агрегат располагался не продольно, а поперечно, и необходимость в капоте исчезла. Испытания такси проходили в Москве.

1967 год

В СССР появился государственный Знак Качества, который наносили на упаковки товаров, ярлыки и этикетки.

Он стал почетной меткой для тех предприятий, которые выпускали качественные товары и стимулом для всех остальных. Чтобы получить его, нужно было пройти строгую проверку и аттестацию. Дизайн Знака представлял собой изображение пятиконечной звезды — символа СССР — со вписанной внутрь буквой «К».

1970 год

Перед отечественным дизайном был поставлен ряд непростых задач — подключить дизайнеров в промышленность, решить проблему подготовки для них высококвалифицированных кадров и разработать эффективную программу внедрения достижений дизайна в культуру производства и потребления в СССР.

Это стало началом нового этапа в отечественном дизайне: переход от проектирования отдельных вещей к комплексам и ансамблям, а от них — к оборудованию целостной предметной среды. Специалисты стали повышать свои навыки и более глубоко изучать производство, технологии, материалы. Так за три года (1970–1973) количество дизайнерских подразделений на предприятиях выросло на 30%.

1980 год

Олимпиада 1980 года стала настоящим испытанием для всей промышленности Советского союза.

Дизайнеры работали над проектами мебели, спортивных предметов, сувенирной продукции. Тогда советский дизайн вышел на новый уровень и был признан во всем мире.

1987 год

Совет Министров РСФСР поручил создать группы дизайнеров для разработки объектов городской среды в зонах отдыха, на остановках, спортивных и детских площадках.

Также он выступил за поддержку существующих подразделений дизайна на крупных предприятиях — оснащать их экспериментальным и испытательным оборудованием, снабжать необходимыми материально-техническими ресурсами. Достижения промышленного дизайна стали больше цениться на государственном уровне.

1990 год

Развал Советского Союза привел к тому, что заказы на промышленный дизайн полностью прекратились.

Профессионалы перешли в другие сферы дизайна — графический и интерьерный. Многие специалисты уехали за границу. Журнал «Техническая эстетика» прекратил существование.

2001 год

Дизайн-студия Артемия Лебедева открыла отделение промышленного дизайна.

Это событие стало символом, что направление просыпается или проснется в ближайшее время. В том же году они выполнили несколько заказов — дизайн стереосистемы, пивного бокала, настенных часов и стиральной машины. Сегодня услуги студии в области промышленного дизайна популярны как у российских заказчиков, так и у зарубежных.

2004 год

Российские промышленные дизайнеры начали выставляться и получать престижные премии в области дизайна на международных смотрах потребительских товаров, таких как «100% Design London», Salone dei Mobili и других.

В 2004 году одной из самых авторитетных премий в области промышленного дизайна Red Dot Design Award удостоилось электрорастение «Шарм» дизайнера Виктора Фрейденберга.
Светящийся цветок выше человеческого роста, закрепленный на тонком и упругом штативе из нержавеющей стали, покачивается от малейшего прикосновения, как настоящий. Разнообразие цветов, фактур и форм легчайшего бескаркасного "бутона" (прожектор рассеянного света из тонкого двухслойного полимера), дает возможность создавать букеты, оживляя пространство любого интерьера.

2006 год

Глава Минэкономразвития внес в правительство Концепцию о развитии в России промышленного дизайна.

Министр признал, что это позволит повысить конкурентоспособность российских товаров. В проекте участвовали ВНИИТЭ, Союз дизайнеров и независимые дизайн-студии. Конкретных результатов эта идея не принесла, но привлекла внимание общественности к важности промышленного дизайна.

2009 год

Компании «Смирнов Дизайн», «Смирнов Технологии» и «Желтая Гора» объединились в «Smirnov Product Development».

В истории России такое случилось впервые — организация взяла на себя весь процесс рождения нового продукта: дизайн-исследование, стратегию, разработку дизайна, конструирование, изготовление пресс-форм и само производство. Среди проектов компании — электричка, дефибриллятор и даже селеноход.

2016 год

Остановки в Москве оснастили встроенным освещением и видеонаблюдением, чтобы обеспечить максимальную безопасность.

Также появились обновленные информационные табло, которые работают в онлайн-режиме и показывают время прибытия следующего транспорта. Пока транспорт не приехал, у пассажиров есть несколько минут, чтобы зарядить телефон через установленные USB-порты и воспользоваться бесплатным Wi-Fi.

2018 год

В Москве появился электробус — бесшумный наземный транспорт.

В отличие от обычных автобусов, он не загрязняет город выхлопными газами. Перед троллейбусом у электробуса тоже есть преимущества. Во-первых, он может поехать по любой улице вне зависимости от контактной сети. Во-вторых, затраты на его эксплуатацию на 10% ниже. Удобно, что вход в автобус низкий и без ступенек — туда легко могут зайти пенсионеры и дети. По сравнению с самым первым автобусом в Москве, электробус вмещает в 7 раз больше пассажиров — до 85 человек.